Дарите детям радость

ГОКУ "Илирская школа интернат"

 Скачать в PDF


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное обЩЕОБразовательное КАЗЕННОЕ учреждение ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «специальная (коррекционная) школа–интернат С. Илир»

665746 Иркутская обл., Братский р-н., с. Илир, ул. Строителей № 1, тел: 408-430, факс: 8 (3953) 408-430, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Тема:

«Развитие творческой активности обучающихся

посредством использования метода проектов

на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся»

Подготовил:

Степанов Ю. Г.

Илир 2016

Образовательное учреждение в современном мире стремительно меняется, а новообразования, происходящие в современном обществе, требуют мгновенного совершенствования образовательного пространства. В этом большую роль играет работа педагога по самообразованию. Для эффективной организации по самообразованию в начале учебного года принял участие в вебинарах «Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетенции педагога», «Современные подходы к профессиональной деятельности педагога», «Обучение детей с особыми образовательными потребностями», «Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий школьников»

Инновационный поиск современнейших средств обучения натолкнул меня к пониманию того, что необходимы деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практикориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Прослушанный вебинар «Место проектной деятельности в достижении планируемых результатов», изученная психолого-педагогическая литература: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии; Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., И.А. Сасова; Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой М.: Вентана-ГРафф,2003, Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г. Технология 5-11 классы, проектная деятельность учащихся привели меня к выводу, что особое место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, отводится в современной педагогике методу проектов. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое её выполнение.

Именно поэтому на текущий учебный год мною была выбрана тема работы по самообразованию «Развитие творческой активности обучающихся посредством использования метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности».

Целью работы явилось: способствовать развитию творческой активности обучающихся через внедрение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности

Поставил следующие задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе метода проектов;
  • внедрение современных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся.
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования   знаний, умений, навыков детей;

Таким образом вся моя педагогическая деятельность была направлена на решение поставленных задач.

В ходе работы над методической проблемой, выявил, что во главу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на конечный результат, который реализуется при решении разнообразных практических или теоретических значимых проблем. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то результатом является конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

На учителя ложится основная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти необходимо брать только из окружающей действительности, из жизни. В нашей школе в рамках воспитательной программы «Школа жизни» разработанной заместителем директора по воспитательной работе Янченко С.С., мне было предложено воплотить в жизнь коллективные проекты.

В рамках прошедшего Года литературы, объявленного Президентом РФ, нами был разработан проект «Мы знаем и любим детских писателей».

Вид проекта: исследовательски-творческий.

Участники проекта: воспитанники, педагоги.

Актуальностью темы проекта является то, чтокнига всегда остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Предметом исследования проекта явилось включение чтения художественной литературы в процесс обучения и воспитания как средства межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования и развития личности ребёнка.

Представленный проект направлен:

  • Повышение читательской активности воспитанников;

• Внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;

• Организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей интереса к произведениям детских писателей;

• Создание условий для совместной деятельности детей и педагогов.

Итогом проекта стали видео постановки, подготовленные воспитателями, в которых участвовали воспитанники, что позволило реализовать творческие способности каждого ребенка.

         Для внесения личного посильного вклада каждого субъекта нашего образовательного учреждения в создание комфортной психологической среды, мною был разработан коллективный проект музыкально – развлекательной видеопрограммы «Поздравляем!». При просмотре музыкальной передачи оказывается комплексный здоровьесберегающий фактор на организмы воспитанников и работников образовательной организации.

         Целью проекта музыкально-развлекательной видеопрограммы «Поздравляем!» явилось формирование межличностных отношений, возможности выражения взаимных симпатий субъектов образовательной организации.

         Видеопрограмма «Поздравляем!» выпускается ежемесячно для поздравления именинников, а также по значимым датам: день Учителя, Новый год, Валентинов день, День защитника Отечества, Международный женский день 8 марта.

         Для каждой даты руководителем проекта совместно с детьми готовятся бланки поздравлений в формате раскрасок, на которых необходимо заполнить соответствующие графы. Бланк можно раскрасить, проявив фантазию и выдумку. Заполненные бланки помещаются в почтовый ящик, расположенный в фойе школы.

         Подготовить поздравления с выбором музыкального подарка имеют возможность все обучающиеся и работники школы. Выбирая музыкальный подарок для программы, необходимо учитывать музыкальные предпочтения адресата. В роли ведущего может выступить каждый желающий, из числа обучающихся школы с 5 по 9 классы.

Проект реализовывается в нашей школе с ноября 2012 учебного года по настоящее время. В текущем учебном году создано 12 видеопрограмм, 10 школьников смогли реализовать свои творческие способности в роли ведущих. Ежегодно совместно с воспитанниками школы принимаем активное участие в проекте «Мы за чистый поселок», в ходе которого традиционно проводится уборка главной дороги нашего села.

Первой заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Следуя ей мы воплощаем в жизнь коллективные проекты, а также индивидуальные, так как реализовывая индивидуальный проект становится возможным создать ситуацию успеха для каждого ребенка, а следовательно повысить творческую активность. В ГОКУ «Илирская школа-интернат» в рамках работы Центра социально-трудовой адаптации «Согласие» веду кружок по художественному выпиливанию из фанеры и древесины «Ажур». В рамках работы кружка в течение учебного года была реализована работа над индивидуальными проектами, которые представлены на выставке в фойе школы. Свои индивидуальные проекты, дети представили на выставках в сельском доме культуры, на районном фестивале «Мы тоже многое умеем» в г. Вихоревка, на втором районном форуме приемных родителей в г. Братске, Областном фестивале «Весенняя капель», проходящим в г. Тулуне; в отборочном туре XVII областного фестиваля «Байкальская звезда».По итогам фестиваля Хворов В. с работой «Часы» приглашен на завершающий гала-концерт в г. Иркутск.

Для повышения мотивации детей, создания условий соревнования, выходящих за рамки образовательного учреждения, лучшие работы детей представляю на различных конкурсах. В марте Хворов В. принял участие в областном конкурсе профессионального мастерства «Мастер», получил высокие оценки жюри, занял 1 место. Также в конкурсах активно использую Интернет-ресурсы: на всероссийском конкурсе «Рассударики»: Хворов С. работа «Настольная лампа «Сказочные кони» занял 1 место; и международном интернет-конкурсе «Время знаний» в номинации декоративно-прикладное творчество: Кудряшов М. с работой «Лодка Дракон»; Хворов С. с работой «Часы настольные» заняли 1 место. А сколько радости у детей, когда их изделия  выставляются на ярмарку-продажу на традиционном общешкольном празднике «Урожая», на сельском празднике «Проводы зимы» и у наших социальных партнеров в Братском отделении ОАО Сбербанка. А на вырученные деньги затем  приобретаются материалы для реализации последующих проектов.

Свои творческие работы, которые служат образцами для последующих работ детей, представляю на различных конкурсах и выставках. С прошлого учебного года организовано тесное сотрудничество с музеем декоративно-прикладного творчества Дворца детского и юношеского творчества г. Братска, в декабре принял участие в конкурсе творческих работ, посвященных 60-летию г. Братска, стал участником проекта, организованным в МОУ СОШ №1 «Мастера земли Илирской».

Такая работа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка. Хочется видеть своих ребят не только хорошо успевающими в учебе, но и успешными в творческой деятельности. Что же необходимо ребенку для успеха? Прежде всего, умение нестандартно мыслить, умение планировать результат своей деятельности, разрабатывать план его достижения, оценивать свои результаты. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а также привлечь приемных родителей к участию в школьных делах их ребенка, так как в настоящее время многие воспитанники нашей школы обрели семьи.  

Результатом работы педагога являются показатели успеваемости и качества знаний усвоения учебного материала его учеников. Результаты представлены в диаграмме.

Диаграмма 1.

Показатели успеваемости и качества знаний за 2015-2016 учебный год

По данным диаграммы можно сделать вывод о высоком уровне усвоения программного материала обучающимися по профилю столярного дела. Выпускники заканчивают учебный год на 4 и 5, поэтому качество знаний составляет 100%, из 8 обучающихся 8 класса 7 заканчивают учебный год на «хорошо» и «отлично». Следовательно качество знаний составило 87%.

В своей профессиональной деятельности активно использую интернет ресурсы. Создан личный сайт, который регулярно пополняется. Имею публикации на страницах электронного СМИ: методическая разработка «ИКТ компетентности учителя профессионально-трудового обучения (по профилю столярное дело) специальной (коррекционной) школы 8 вида как одно из условий формирования мотивации к обучению школьников»; «Конспект урока по теме «Изготовление столярного угольника»;

Обобщение результатов работы своего профессионального мастерства представил на III Всероссийской конференции «Толерантность в системе образования: традиции и инновации», IV Всероссийской научно-практической конференции «Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы», статья «Внедрение проектной деятельности в образовательном учреждении как способ повышения социальной значимости личности школьника» опубликована в материалах сборника конференции. Готовя себя к работе по стандартам второго поколения изучил ФГОС для детей с нарушением интеллектуального развития, принял участие в вебинаре «Внедрение ФГОС в специальной коррекционной школе: проблемы, поиски, решения», посетил семинар, организованный в ГОКУ «Илирская школа-интернат» по теме «ФГОС образования обучающихся с УО (ИН)»; прошел курс самообразования и саморазвития в Центре педагогических инноваций и развития «Новый век» по теме «Комплексный подход к проблемам социализации личности детей – сирот при реализации ФГОС». Во втором полугодии успешно аттестовался на высшую квалификационную категорию.

Возникает естественный вопрос: что дает работа по внедрению проектной деятельности мне и моим обучающимся? Очень много. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне как педагогу, классному руководителю, моим ученикам и их приемным родителям. Каждый личностный опыт ребенка уникален, никому в точности не удается повторить его. Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе больше, чем безликая отметка. Дети учатся общению, учатся договариваться, планировать свои действия. Выпускники моих классов отличаются творческой активностью. Они привыкли находиться в постоянном поиске: искать дополнительную информацию, строить, конструировать. А это необходимое условие для развития творческого потенциала каждого обучающегося, а в дальнейшем служит для успешной социальной адаптации  воспитанников, понимание их социальной значимости в социуме.

Поиск