Дарите детям радость

ГОКУ "Илирская школа интернат"

 Скачать в PDF


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное обЩЕОБразовательное КАЗЕННОЕ учреждение ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «специальная (коррекционная) школа–интернат С. Илир»

665746 Иркутская обл., Братский р-н., с. Илир, ул. Строителей № 1, тел: 408-430, факс: 8 (3953) 408-430, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Научно-практическая конференция

«Совершенствование качества образования»

 

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Тема:

«Использование нейропедагогики как основы   повышения

учебно-познавательной деятельности обучающихся

на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Подготовила:

Степанова Н.В.

Илир 2016

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. Создание необходимых условий для успешной коррекции нарушений в развитии посредством обучения   детей с интеллектуальными нарушениями относится к числу важнейших задач специальной (коррекционной) школы, что требует особенного внимания к проблеме их обучения. Обучение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый обучающийся был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование, коррекцию и развитие познавательных потребностей. Для детей с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала.

Работая много лет с такими детьми, постоянно приходилось сталкиваться с этими проблемами, я решила проанализировать их и постараться найти более эффективную основу для повышения учебно-познавательной деятельности обучающихся, опираясь на использование нейропедагогики – науки о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей детей.

Поэтому в текущем учебном году была выбрана тема самообразовательной работы: «Внедрение кинезиологии на уроках как способа активизации познавательной деятельности обучающихся». Данную проблему считаю особенно актуальной, так как процесс психического развития школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями обучающегося и требованиями, предъявляемыми к нему социальным окружением.

Для организации эффективной работы приняла участие в вебинарах «Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога», «Современные подходы к профессиональной деятельности педагога».

Целью работы явилось использование нейропедагогики в условиях специальной (коррекционной) школы как основы повышения учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Поставила   задачи, на реализацию которых и была направлена деятельность, организованная в текущем учебном году:

•        повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения кинезиологии;

•        внедрение разнообразных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся.

•        использование технологии дифференцированного обучения с целью формирования   знаний, умений, навыков;

Изучила литературу по проблеме и имеющийся опыт коллег. Повысила свое педагогическое мастерство путем участия в вебинаре «Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников».

Совместно с психологом  провела   диагностику по выявлению ведущего типа восприятия обучающихся. При проведении диагностики использовались: методика «Наблюдение ведущей модальности» В.А.Авдеев, Тест Павлова в адаптации Л.А.Сиротюк, методика Н.Г.Захаровой на определение ведущего типа восприятия.

Опираясь на проведенное обследование, было выявлено, что у 60 % обучающихся доминирует правое полушарие   ведущим является визуальный тип восприятия (визуалисты - Кулешайте С., Куценко С., Матвеев С., Семенов С., Ярмолов С., Петров И.),  30% – левополушарные, ведущим является аудиальный канал восприятия (Коваленко И, Белоусов С., Гизятшин М.), и один ребенок - Третьяков Е. имеет смешанный тип восприятия (равнополушарность).

В соответствии с полученными результатами организацию учебной деятельности проводила с учетом психофизиологических особенностей обучающихся. Работу в течение года распределила на три этапа:

  1. Создание мотивации к обучению.
  2. Организация учебной деятельности
  3. Результативный.

1-й этап: мотивационный. Успех на нем в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов, потребность самореализации. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу.

При формировании мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательную сторону. Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Для них более значимыми является получение знаний, а не их оценка учителем.

В ходе учебных занятий учитывала, что для правополушарных обучающихся наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их посадила так, чтобы доска и учитель находились слева от них. Визуалистов посадила на передние парты, а кинестетиков на последние. Учитываю, что для активизации познавательной деятельности кинестетиков (Матвеев С., Ярмолов С.) во время урока желательны движения. Во время урока разрешаю им использовать различные мелкие предметы, массажеры для пальцев рук,    цветные карандаши, а также вставать во время урока. Учитываю, что правополушарные визуалисты подвержены влиянию освещения рабочего места (посадила их у окна), кинестетики – его удобству. Также учла, что у левополушарных детей рабочей полусферой является правая сторона кабинета. Именно в ней им легче сосредоточить внимание и воспринимать информацию. Значит, психофизиологическое место левополушарных обучающихся – это первый ряд. Они чувствуют себя комфортно в тишине. При посторонних шумах в классе они могут не усвоить информацию. Учет данных факторов обеспечивает продуктивное восприятие, предупреждает возникновение невроза, стресса и снимает неосознанную реакцию защиты от новой информации.

Также для формирования мотивации у обучающихся организовала активное участие в мероприятиях, которые проходили в школе.   В рамках Недели математики, пригласили педагогов на мастер-класс по теме: «Методика работы над арифметической задачей». Методическую разработку мастер-класса опубликовала на странице интернет проекта «Копилка уроков – сайт для учителей». Также приняли участие в Неделе Русского языка и чтения, в ходе которой, Ярмолов С. и Белоусов С.  участвовали в Международном творческом конкурсе «Время знаний» в номинации «Рисунок» с работой: Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок», Ярмолов С. занял II место, Белоусов С. I место.Третьяков Е. участвовал в номинации: Космос и мы с работой «День Космонавтики», занял 2 место. Для повышения мотивации к учебе у школьников организовала участие   обучающихся во всероссийских олимпиадах: Куценко С (область знаний: Русский язык «Части речи, будем знакомы», победитель (I место), Коваленко И. «В мире профессий», победитель (I место).

2-й этап работы: операционная организация учебной деятельности.

Моя задача как учителя на этом этапе – обеспечить обучающихся заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Для дифференцированного подхода учитываю особенности восприятия. Восприятие правополушарных детей является целостным, а левополушарных по частям, т.е обучение для них должно быть построено на основе синтеза, а не анализа, как это чаще принято в современном образовании. В учебной деятельности учитываю такую особенность восприятия, как ведущая сенсорная система или модальность. Правополушарные дети по типу восприятия являются визуалами или кинестетиками, левополушарные - аудиалами (слуховое восприятие). Во время урока стараюсь многосенсорно представлять информацию, что позволяет обучающимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

  • Работая с учеником-визуалом, использую слова, описывающие цвет, размер, форму. Выделяю цветом схемы и индивидуальные задания на карточках.
  • Работая с учеником-кинестетиком, использую жесты и прикосновения, помню, что они обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, чем лучше они запомнят материал.
  • Работая с учеником-аудиалом, использую вариации голоса.

Учитель и ученики неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей. Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна на всех уроках. Надо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставить сидеть неподвижно кинестетика, так как во время движения у него идет более прочное усвоение материала. Визуалу необходимо разрешить иметь листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он не может справиться с заданием. Замечания детям, если это необходимо, делаю на их языке: визуалу – покачаю головой, можно погрозить пальцем; кинестетику – положу руку на плечо, легонько похлопаю по нему; аудиалу – скажу шепотом «Ш-ш-ш».

Также на уроках во время физминуток использую кинезиологические упражнения, предложенные А.Л. Сиротюк, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие, а также телесно-ориентированные.

3-й этап: результативный.

На уроке оцениваю не только грамотность, аккуратность, правильность выполнения задания, но и усилия, затраченные ребенком в процессе деятельности. Выбирая методы проверки знаний, учитываю межполушарную ассиметрию головного мозга. Для левополушарных предлагаю письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, тесты. Для правополушарных предпочтителен устный опрос, задания с фиксированным сроком выполнения, так как дифференцированное обучение предполагает использование учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип обучающихся. Но итоги учебной работы в школе всегда сводятся к отметкам. На диаграмме представлены результаты успеваемости и качества знаний обучающихся 5 класса за 2015-2016 учебный год по основным предметам. Хочется отметить, что с такими же результатами мы начали учебный год. Хотя обучение в 5 классе совпадает с пубертатным периодом развития воспитанников, организация разнообразных видов учебной деятельности и внедрение кинезиологии позволили успеваемость и качество усвоения учебного материала на протяжении всего учебного года   поддерживать на достаточно высоком уровне. По чтению 9 обучающихся успевают на 4 и 5, качество знаний составило 90%, по русскому языку 70%, по математике 80%.

Диаграмма 1.

Итоги успеваемости и качества знаний обучающихся 5 класса за 2015-2016 уч. г

Быстро пролетел учебный год. Поставленные задачи выполнены. В течение учебного года у обучающихся сохранился достаточно высокий уровень мотивации к обучению, о чем свидетельствуют успеваемость и уровень качества знаний усвоения учебного материала обучающимися.

На методическом объединении учителей трудового обучения представила доклад «Внедрение разнообразных форм организации учебного процесса с точки зрения кинезиологии», который опубликован на странице электронного СМИ сайта Инфоурок. Методические рекомендации для организации работы с детьми в зависимости от ведущего типа восприятия в урочной деятельности я представила на XXIX Всероссийской научно- методической конференции «Совершенствование качества образования», материалы опубликованы в статье «Использование нейропедагогики как основы повышения учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках».

Готовя себя к работе по стандартам второго поколения, приняла участие в вебинаре «Современные подходы к профессиональной деятельности педагога», изучила ФГОС для детей с нарушением интеллектуального развития, приняла участие в школьном семинаре «ФГОС образования обучающихся с УО (ИН)», который состоялся 28.10.15 года, выступила с докладом «Общие требования к АООП» В Центре педагогических инноваций и развития образования «Новый век» прошла курс самообразования и саморазвития по теме «Характеристика личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при новых ФГОС», приняла участие в вебинаре «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС». Приобретенные знания позволили на заседании МО учителей трудового обучения представить доклад «Использование дифференцированного обучения на уроках при переходе на ФГОС».

В ходе работы в Центре социальной адаптации воспитанников «Согласие» разработана дополнительная общеразвивающая программа «Основы правовых знаний». Программа прошла рецензирование в научно-методическом центре «Сова». Работа была представлена на III Всероссийской научно – практической конференции, опубликована в сборнике материалов в статье «Образовательная адаптация детей с ОВЗ посредством реализации программы «Основы правовых знаний». Конспект занятия курса по теме «Права и обязанности родителей и детей» опубликован на странице интернет-проекта «Копилка уроков - сайт для учителей»

Приняла участие в конкурсах   профессионального мастерства.   В декабре в заняла 2 место в конкурсе «Лучший учитель русского языка и литературы – 2015» среди педагогов организаций образования Братского района; в апреле в III областном конкурсе- фестивале художественной самодеятельности работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений Иркутской области «Виват, учитель - 2016» и в IВсероссийском конкурсе «Лучшая технологическая карта (конспект) урока.

В социальной сети работников образования имею персональный сайт, на котором систематически делюсь своим педагогическим опытом с коллегами. В течение первого полугодия успешно аттестовалась на высшую квалификационную категорию.

        

Поиск