МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное обЩЕОБразовательное КАЗЕННОЕ учреждение ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «специальная (коррекционная) школа–интернат С. Илир»
665746 Иркутская обл., Братский р-н., с. Илир, ул. Строителей № 1, тел: 408-430, факс: 8 (3953) 408-430, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Научно-практическая конференция
«Совершенствование качества образования»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Тема:
«Развитие самостоятельности, как основа социальной адаптации в обществе»
Подготовила:
учитель швейного дела:
Ерошенко С.В.
Илир, 2016
Актуальность темы самообразования:
Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям, является обширной темой, в связи, с чем очень актуальной и перспективной.
В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив, особенно для выпускников коррекционных школ.
Задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя профессионально-трудового обучения.
Задачи:
изучить современную литературу по теме самообразования;
ознакомиться с инновационными технологиями обучения;
повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, мышление;
обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
создать условия для развития самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников в процессе профессионально-трудового обучения;
создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы, позволяет подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
Принцип коррекционной направленности обучения. Исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей, формирование обобщенных учебных и трудовых умений и развития самостоятельности учащихся.
Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения. Формирование у школьников нравственных представлений и понятий.
Принцип научности и доступности. Знания, которые необходимо усвоить учащимся не должны противоречить объективным научным знаниям, обучение должно быть построено с учетом реальных возможностей учащихся.
Принцип систематичности и последовательности в обучении. Знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.
Принцип связи обучения с жизнью. Предполагает опору в обучении на жизненный опыт детей и подготовку их к самостоятельной жизни.
Принцип наглядности в обучении. Привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Обогащение учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Принцип сознательности и активности. Понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Предполагает углубление и закрепление осмысленных знаний и превращение умений в навыки.
Результативность работы.
Результатом своей работы считаю результаты сравнительной педагогической диагностики учащихся 8-9-х классов, повышения уровня
сформированности навыков самостоятельности. Хорошую успеваемость по швейному делу.
Учащиеся успешно усваивают программный материал, ученицы 8-9 классов умеют самостоятельно планировать и выполнять работу. Успешно выполняют контрольные и самостоятельные работы. Могут самостоятельно выполнить изделия, предусмотренные программой швейного дела (постельное белье, блузка, юбка, платье, несложного покроя брюк)
Учащиеся показывают хорошие знания как в теоретической, так и практической части итоговой работы.
Каждый год в школе проводится неделя труда где учащиеся являются активными участниками, педагогического процесса. Самостоятельно выполняют задания, готовятся к традиционней выставке. Проведение этого мероприятия способствует развитию творческого потенциала учащихся, играет роль в формировании профессионального самоопределения школьников.
Также учащиеся принимают участие в областном конкурсе «Золотая нить». В подготовке к которому ученицы не только выполняют изделия, но и знакомятся с профессиями швейного производства, что способствует их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так, ежегодно выпускницы 9 класса поступают в профессиональные училища и получают специальность швеи.