Элективный курс для старших классов предпрофильной подготовки
«ЦВЕТОВОДСТВО»
Автор разработки:
Елена Петровна Соловьева
воспитатель ОГСКОУ «Илирская школа-интернат»
Пояснительная записка
Стремление людей к природе естественно и извечно. Но как добиться, чтобы оно всегда, везде, во всем было творческим, деятельным, целеустремленным? Чтобы оно вело нас не только к созерцанию природы, но главное – к пониманию ее законов. Ведь именно этого требуют наши взаимоотношения с окружающим миром. Неустанно познавать природу, стать настоящими природолюбами и рачительными природопользователями необходимо теперь всем – взрослым и детям.
Окружающая среда оказывает большое влияние на человека. Улучшение среды является одной из актуальных проблем настоящего времени.
А это, прежде всего, предполагает формирование нового мировоззрения, нового отношения к природе, новой материальной и духовной культуры на основе соответствующих знаний.
Богатства природы очень велики, и они нужны людям, Цветы можно отнести к богатствам, которыми щедро одаривает нас природа. Чтобы насладиться красотою цветов, можно сходить на экскурсию в поле или на луг, можно вырастить цветы и на клумбе или дома. Но не значит вовсе, что всем надо стать цветоводами по профессии. Пребывание какое-то время в роли цветовода поможет детям не только лучше разбираться в многообразном мире профессий , но и в очередной раз прикоснуться к многообразному миру цветов, а также развивать свои способности и расширить свои знания о растениях.
Учащиеся знакомятся с цветами, и ухода за ними, с систематикой растений, изучают строение их, условия произрастания, но и подробно познакомиться с каждым растением, получитьпрактические навыки ухода за ними.
Данная программа предусматривает получение некоторых знаний по правильному ведению цветоводства. Необходимо правильно спланировать территорию участка, подобрать правильные семена цветов, соответствующие почвенно-климатическим условиям данной местности, выбирать оптимальные схемы посадки, организовывать правильный уход за почвой, растениями, грамотно утилизировать различные отходы.
Благодаря полученным знаниям, исследовательской работе школьники будут учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма и природной среды, в которой они живут.
Принципы построения программы:
-систематичность и последовательность усложнения материала;
-научность;
-реалистичность;
-доступность;
-практическая направленность;
-универсальность.
Форма работы учащихся:
-групповая.
Цель работы:
-Знакомство учащихся с миром цветов: их классификаций, условиями произрастания, разбивка клумб,газонов.
-овладение навыками правильного ухода за цветами
-выращивание рассады для школьных клумб;
Главные задачи, реализующихся в работе:
1.Интеллектуальное развитие учащихся.
2. Формирование у учащихся представлений о цветах, как о богатстве природы, к которым необходимо бережно относиться.
3. Воспитание у учащихся чувства гордости за достигнутое ими в процессе овладения ухода за цветами.
4. Овладение учащимися навыками самостоятельности и самоорганизации, а также потребность в непрерывном самообразовании и совершенствовании.
Методы обучения:
практические занятия по овладению навыками выращивания и ухода за цветущими растениями, теоретические занятия(беседы) по изучению науки о цветах, правильно благоустроить территорию клумбами, выполнение компьютерной презентации о цветах, произрастающих в школе.
Главные задачи, реализующихся в работе:
1.Интеллектуальное развитие учащихся.
2. Формирование у учащихся представлений о цветах, как о богатстве природы, к которым необходимо бережно относиться.
3. Воспитание у учащихся чувства гордости за достигнутое ими в процессе овладения ухода за цветами.
4. Овладение учащимися навыками самостоятельности и самоорганизации, а также потребность в непрерывном самообразовании и совершенствовании.
Условия проведения занятия:
1. Для проведения занятий необходимо иметь раздаточный материал с фотографиями Цветов, клумб, а также книги о цветах; посадочный материал, семена, луковицы цветов, ящики для рассады.
2. При подготовке таких занятий воспитатель должен действовать по принципу сотрудничесва;
-ориентации на то, что личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
-предъявление особого стиля отношений воспитателя и учеников: не командовать, а организовывать; не управлять, а соуправлять; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предлагать свободу выбора;
-ставка на самостоятельность детей,
-создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
Показатели результативности работы:
1. Учащиеся показывают хорошее владение навыками за цветами, проявляют самостоятельность и инициативу в процессе выращивания цветов.
2. На занятиях у учащихся проявляется повышение уровня интеллектуального развития.
3. Формируется стойкий интерес к изучению мира цветов, что проявляется в желании принимать участие в конкурсах и других классных и внеклассных мероприятиях, связанных с цветами.